Модернизация законодательства в сфере образования Республики Беларусь, и, в частности, Кодекса об образовании Республики Беларусь

Человеческий капитал является основой конкурентной экономики, главным фактором ускоренного осуществления институциональных реформ и модернизации экономики, обеспечивающим переход страны на инновационный путь развития. Согласно данным исследований Всемирного банка, 64% роста в странах с переходной экономикой обусловлены качеством человеческого капитала, и 40% валового национального продукта производится за счет развития эффективной системы образования.

Вместе с тем, в докладе Всемирного банка (2013) указывается, что в Беларуси при поразительных успехах в охвате населения всеми уровнями образования крайне низкими остаются актуальность и качество этого образования, что работодатели  в Беларуси более чем в любой из соседних стран считают навыки работников основным или весьма существенным сдерживающим фактором  экономического развития, что в Беларуси отмечаются более высокие, чем в соседних странах, темпы роста неудовлетворенности качеством  подготовки специалистов и, следовательно, качеством человеческого капитала.

Все это свидетельствует о том, что белорусское образование нуждается в серьезных реформах.

Первоочередной задачей является необходимость реформирования законодательной базы системы образования. Вместе с тем, следует также очертить понятную и обоснованную программу действий (в виде конкретных рекомендаций), которая позволила бы нашей стране решительно продвинуться по пути модернизации системы образования, позволила бы обеспечить предпосылки значительного повышения качества  подготовки специалистов и, следовательно, качества  человеческого капитала, а также поспособствовала бы реальной интеграции Беларуси в Европейское пространство высшего образования.

Настоящий проект направлен на проведение анализа проблем, существующих в системе образования Беларуси, а также разработку рекомендаций и изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», которые бы способствовали:

1. модернизации системы управления образованием в плане ее децентрализации: изменение порядка формирования образовательной политики, расширение полномочий представительных органов власти, академического самоуправления, сторон (стейкхолдеров), заинтересованных в результатах образования (например, работодателей), местных властей;

2. усилению связи образования с рынком труда, ориентации образовательной системы на национальную рамку квалификаций (профессиональные стандарты), созданию независимой системы контроля качества образования, формированию равноправного социального партнерства в сфере образования;

3. обеспечению гарантии академических прав и свобод в системе образования, в частности, позволяющих преодолеть препятствия для реальной интеграции Беларуси в Европейское пространство высшего образования;

4. стимулированию повышения качества академической науки и исследований;

5. совершенствованию системы финансирования сферы образования.

Настоящий проект является результатом коллективной работы группы экспертов, разделяющих европейские академические ценности, обладающих достаточным опытом работы, навыками разработки и реализации проектов и программ в сфере образования, практическим опытом разработки законодательных и иных нормативных правовых актов системы образования, опытом интернационализации высшего образования. Основные усилия были направлены на проработку проблем, которые существуют в системе образования Беларуси, а также в системах общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, и которые закреплены статьями действующего Кодекса Республики Беларусь «Об образовании». В результате проделанной работы нами подготовлен ряд рекомендаций по реформированию системы образования республики и внесены изменения и дополнения в действующий Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», отражающие основные направления модернизации отрасли.

Читайте полный аналитический отчет, а также его короткую версию в формате