Cовершенствование антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции Республики Беларусь

Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции – одна из относительно новых и динамично развивающихся отраслей права, не только для Беларуси, но и на международном уровне. Европейское конкурентное право фактически стало формироваться только с созданием Европейского сообщества в середине прошлого века в связи с формированием общего рынка. Ранее антимонопольные акты существовали в Канаде, где в 1889 году был принят первый антимонопольный закон, и США, где годом позднее в 1890 году был принят Акт Шермана (The Sherman Antitrust Act). Развитие антимонопольного и конкурентного законодательства неизбежно связано с развитием экономик и товарных рынков и в развитых экономиках постоянно совершенствуется вслед за появлениями новых товаров, работ и услуг и рыночных отношений. Развитие национальных и наднациональных конкурентных законодательств способствует пресечению нарушений конкуренции на локальных рынках отдельных стран, на единых рынках межгосударственных образований а также на глобальных международных товарных рынках. На сегодняшний день антимонопольными органами различных государств в рамках двух- и многосторонних договоров проводятся совместные расследования антимонопольных нарушений на глобальных рынках, таких как рынки лекарственных средств, нефтепродуктов, продовольствия, что обеспечивает не только пресечение неконкурентных действий отдельных субъектов, но и стабилизацию цен на международных товарных рынках. При этом, с развитием технологий, антимонопольными органами уже проводятся анализы таких относительно новых и сложных в оценке товарных рынков, как рынок информационно-коммуникационных технологий. 

Следует отметить, что законодательство Беларуси также отмечает важность развития конкуренции и демонополизации рынков на пути к созданию открытой рыночной экономики, на что указывается не только в нормах антимонопольного законодательства, но и в таких основополагающих документах, как Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575.

Тем не менее, начавшийся более 6 лет назад вслед за развитием наднациональных норм Евразийского Экономического Сообщества процесс трансформации антимонопольного законодательства и регулирования Беларуси не может быть решен только на нормативном уровне, в том числе и новым антимонопольным органом, который начал работу в новом формате 8 сентября 2016 года. 

Основная проблема в применении антимонопольного законодательства заключается в том, что сохранение превалирующей доли государства в экономике и бизнесе (даже по оценкам белорусского правительства доля частного сектора в ВВП не превышает 30%), а также фактическое сохранение принципов плановой экономики при декларируемой рыночной, не дают развиваться действительно конкурентным отношениям и проконкурентному поведению субъектов на товарных рынках Беларуси. «Выведение» территориальных подразделений антимонопольного органа из структуры областных администраций в вертикальное подчинение новому антимонопольному органу, безусловно, является большим шагом вперед, так как руководитель местного антимонопольного органа не имеет достаточной силы, например, пресекать нарушение конкуренции либо ущемление отдельных участников товарных рынков со стороны губернатора, который его ранее назначал. Однако без изменения общего вектора государственной конкурентной политике, ориентированной на применение антимонопольного законодательства равно и единообразно ко всем субъектам рынка, в том числе к предприятиям с государственной долей и государственным органам, не позволит развиваться конкуренции, даже при «эталонных» нормах законодательства. 

Кроме того в Беларуси сохраняется проблема использования инструментов антимонопольного регулирования для целей и вместо ценового, фактически не допускаемого международными обязательствами Беларуси, за исключением отдельных прямо поименованных товарных рынков. Эта проблема зачастую исходит из неправильного применения одних антимонопольных норм, и неприменения других. Антимонопольным органом на сегодняшний день не проводится в должном объеме анализ товарных рынков, часто допускаются «вольные» определения границ товарных рынков, их укрупнение, что совершенно не допустимо при применении норм антимонопольного воздействия.

Еще одним важным аспектом, влияющим на необходимость и своевременность совершенствования законодательства о конкуренции, является тот факт, что при заметных изменениях антимонопольных норм, содержащихся в базовом законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», практически не подвергаются никаким изменениям (и даже не попадают в поле зрения законодателя) нормы отраслевые. Так, ряд подзаконных актов, регулирующих отдельные виды деятельности, содержат нормативные барьеры выхода на товарные рынки, что является нарушением законодательства о конкуренции. Отдельные примеры такого отраслевого законодательства исследуются авторами, в работе приведены примеры неконкурентных норм и барьеров, содержащихся в отраслевом законодательстве (рынки телекоммуникаций, фармацевтики), а также рекомендации по их устранению.

Актуальность проведения подобного исследования и его презентация широкому кругу заинтересованных лиц направлено на адвокатирование конкуренции, что рано или поздно должно привести к повышению доверия бизнеса к антимонопольному законодательству, а также развитию надлежащей практики применения антимонопольного законодательства как необходимой и обязательной предпосылки развития товарных рынков и улучшения инвестиционного климата Беларуси.

 

Читайте полную версию аналитического отчета в формате PDF