Модернизация законодательства в сфере политики инвалидности в рамках ратификации Конвенции о правах инвалидов Республикой Беларусь, в рамках проекта "РЕФОРУМ"

Республика Беларусь присоединилась к международному договору ООН – Конвенции о правах инвалидов 28 сентября 2015 года. Присоединению предшествовал восьмилетний период обозначенный рядом официальных высказываний как «подготовительный». Подготовка в данном случае выражалась в проведении ряда необходимых в данном случае действий. В рамках проекта ПРООН и Министерства труда и социальной защиты в 2009-2010 годах были проведены масштабные исследования положения лиц с инвалидностью в Республике Беларусь, проведен Институтом правовых исследований НЦЗПИ Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подготовлен прообраз первого отчета страны в рамках положений Конвенции о правах инвалидов. Данная подготовительная работа проводилась при участии представителей гражданского общества. Весомое по характеру и стратегичности начало подготовительного периода по присоединению к Конвенции о правах инвалидов со стороны государства не продолжилось сколь-нибудь значимыми событиями в реформировании системы. Продолжалась типичная деятельность по обустройству инфраструктуры системы социальной защиты (доминантно) исходя из устоявшейся ранее принятой декларации обеспечения равных возможностей. Регулярные попытки организаций представляющих интересы лиц с инвалидностью призвать государство к более решительным и целенаправленным диалогам относительно реформ на основании положений Конвенции о правах инвалидов заканчивались риторическими реакциями, декларативными заявлениями о поддержке и приверженности идей документа.

Тем не менее, подписание Беларусью Конвенции о правах инвалидов (далее – Конвенции) 28 сентября 2015 года, определило точку отсчета для начала реформ. В соответствии с законодательством правительству отводится шесть месяцев для подготовки ратификации Конвенции, включая пакеты предложений  относительно необходимых последующих действий по изменению законодательства, выстраивания инфраструктуры обеспечивающей реализацию Конвенции на территории страны. Данная ситуация была адекватно использована со стороны ряда неправительственных организаций работающих в интересах лиц с инвалидностью, подготовивших совместный доклад («Нулевой отчет») о ситуации с  обеспечением и выполнением прав людей с инвалидностью на основании положений Конвенции. Данный отчет является базовым для оценки ситуации в политике инвалидности и фактически обеспечивает проблематизацию для последующего проектирования реформирования.

Обзор вышеуказанных и в целом имеющихся в свободном доступе объективных материалов относительно политики инвалидности явно демонстрирует отсутствие значительных пластов данных как статистического, экономического характера, так и анализа деятельности систем и механизмов государственного регулирования и реализации политики инвалидности. При таких обстоятельствах наиболее качественным предложением реформ может быть правовой анализ и конструирование таковых в сфере законодательства. Данный отчет содержит видение авторов относительно реформ законодательства в сфере политики инвалидности. Точка зрения авторов базируется на понимании Конвенции и понимания инвалидности как правозащитной проблемы. Авторы отчета исходят также из понимания обязанности государства по реформированию системы права, как т.н. «негативных» и позитивных. При этом «негативная» составляющая – это обязанность немедленно прекратить действие законов и норм вступающих в противоречие с нормами Конвенции, а также изменить нормы, практика реализации которых противоречит как буквально нормам Конвенции так и ее основам. Авторы в докладе остановились на основных отраслевых направлениях реформирования, а также наиболее проблематичных вопросах.

 

Читайте полную версию аналитического отчета в формате PDF