Модернизация законодательства и практик в сфере управления государственной собственностью

Ситуация, которая складывается сегодня в сфере управления государственными предприятиями показывает, что меры, предпринимаемые государством по повышению их эффективности (создание холдингов, точечная приватизация, выпуск акций и т.п.) не достигают своей цели. Эффективность работы государственных предприятий значительно уступает эффективности коммерческих предприятий.  Деятельность крупных бюджето-образующих предприятий находятся под сильным влиянием внешней конъюнктуры рынка, для них характерна низкая гибкость, нежелание рисковать и искать инновационные схемы деятельности.

Разница в эффективности частных и государственных предприятий – общемировое явление. Однако в Республике Беларусь ситуация усугубляется отсутствием единого и системного подхода к управлению госактивами и стандартам корпоративного управления государственными предприятиями. Министерства и ведомства, помимо своей основной функции по разработке отраслевых политик, заняты непосредственным управлением конкретными предприятиями, планированием и контролем их деятельности. В итоге часто отраслевые политики подчиняются лоббистским интересам крупных предприятий. Это явление можно считать следствием отсутствия единого подхода к управлению государственными предприятиями у высокопоставленных чиновников. Например, первичный анализ высказываний Премьер-министра и министров показывает, что целями создания в Республике Беларусь государственных холдингов являются и консолидация активов с целью увеличения их стоимости, и сокращение количества юридических лиц, и повышение эффективности государственных предприятий, входящих в единую технологическую цепочку. Практика же реализации этих целей показывает, что у ответственных лиц отсутствует единое понимание содержания этих целей. Пожалуй, недостаток системности в управлении госактивами можно считать основной проблемой существующей практики управления государственными предприятиями.

Поэтому повышение уровня системности можно считать основной целью реформы процесса управления государственными предприятиями. Для того, чтобы выработать перечень мер по совершенствованию системы управления госпредприятиями необходимо:

  1. Оценить текущую ситуацию по управлению госактивами в Республике Беларусь.
  2. Проанализировать эффективность процесса создания и управления в Республике Беларусь государственных холдингов как совокупности решений и инструментов, направленных на целенаправленное повышение эффективности работы государственных предприятий.
  3. Проанализировать практику корпоративного управления в государственных предприятиях Беларуси.
  4. Изучить международный опыт реформы системы управления государственными предприятиями с целью обобщения лучших практик и создания прототипа эффективной системы управления госсобственностью на постсоветском пространстве.
  5. Изучить рекомендации международных институтов, аккумулирующих опыт управления государственными предприятиями (Всемирный Банк, ОЭСР).
  6. Разработать перечень мер по реформе системы госактивами.

Работа структурирована следующим образом. В первом разделе приводится анализ структуры собственности в экономике Беларуси и мире, а также рассматриваются методологические подходы, целью которых является разработка системы принятия решений по увеличению эффективности структуры собственности. В соответствии с приведенными методологическими подходами, в разделе также даны рекомендации по повышению эффективности структуры собственности в экономике Беларуси.

Во втором разделе приводится описание различных моделей управления госсобственностью, существующих в мире, анализ их эффективности, а также приводится анализ существующей модели управления госсобственностью в Беларуси и ее классификация. Кроме того, в разделе также даны рекомендации по переходу Беларуси к централизованной модели управления как наиболее эффективной, включая рекомендации по увеличению эффективности работы холдингов.

В третьем разделе приводятся основные принципы и мировые практики корпоративного управления на госпредприятиях, призванные повысить эффективность их менеджмента. В разделе также приводится анализ существующих практик корпоративного управления в Беларуси и даются рекомендации по увеличению их эффективности.

Составными частями второго и третьего разделов также является описание наилучших практик внедрения различных моделей управления госсобственностью и практик корпоративного управления в пост-советских странах. В качестве примеров приведен опыт Венгрии, Казахстана и Польши – пост-советских стран со схожей структурой собственности в экономике, обеспечивших наибольшую эффективность функционирования госпредприятий.

В заключении работы приведены основные рекомендации и выводы.

Читайте полную версию аналитического отчета и аналитическую записку в формате PDF