29.01.2015: Новости проекта

Уважаемые коллеги и партнёры!

 

Мы продолжаем знакомить вас с новостями проекта РЕФОРУМ, а также предлагаем краткий обзор инициатив в сфере реформ в Беларуси. Конец 2014 и начало 2015 года были богаты на события, многие из которых взаимосвязаны между собой и обусловлены общими политическими или экономическими тенденциями. Поэтому нынешний обзор выпущен в «сдвоенном» формате и охватывает декабрь 2014 и январь 2015 года.

РЕФОРУМ о реформах в Беларуси

Согласно выводам социологических исследований проекта, представители бизнеса,  госсектора, и гражданского общества считают, что реформы в Беларуси должны быть направлены на снижение влияния и степени контроля государства. Однако при нарастании кризисных явлений в экономике в последние два месяца власть прибегала к введению мер так называемого «ручного управления» страной. По многим экспертным оценкам, эффект от таких мер может быть диаметрально противоположным декларируемому.

Так, декрет президента №5 вносит серьезные изменения в регулирование рынка труда и значительно упрощает процедуру «наказания» работников, включая руководителей предприятий. Их станет легче и быстрее увольнять, депремировать и отстранять от работы в случае возникновения «дискредитирующих обстоятельств». Повышение производительности труда за счет усиления рабочей дисциплины в результате применения этих мер сомнительно, на практике они скорее приведут к снижению мотивации работников, а в перспективе, возможно, и к оттоку рабочей силы из страны. Также вероятно, что одной из причин принятия декрета стало приближение президентских выборов, а в дальнейшем его положения будут использоваться для наказания политически активных работников.

Еще одним примером неудачной попытки регулирования является введение Нацбанком 30%-ого сбора на покупку валюты. Фактически это стало причиной (кратковременного) появления множественности курсов и создания целого ряда трудностей для работы предприятий. В январе размер сбора постепенно снижался одновременно с увеличением роста курса доллара и в итоге был отменен. Меры по регулированию спроса на валюту дали лишь ограниченный результат: в январе ее продажа банками осуществлялась только в пределах объемов, купленных у населения. Это создало ситуацию, в которой валюта не доходила до банковской биржи, и курс доллара снова стал неравновесным. В данном случае использованные меры выглядят как авральные и «пожарные», одновременно вносящие серьезные диспропорции в валютный рынок и снижающие доверие к действиям регулятора.

Также для белорусской власти в последние месяцы были актуальны вопросы, связанные с различными аспектами безопасности. Даже уже ставшие одиозными поправки в закон «О средствах массовой информации», согласно которым информационные сайты были фактически приравнены к СМИ и могут быть закрыты всего за два предупреждения, отражают эту озабоченность. Закон может стать средством для повышения управляемости информационного пространства и позволить властям в год выборов «закрыться» от российской пропаганды. Спешка, в которой готовились и принимались поправки, а также нежелание выносить их на общественное обсуждение говорят о том, что инициатива по их принятию исходит скорее от силовых структур, нежели от Министерства информации.

В закон «О военном положении» были внесены изменения: в перечень объектов для военной угрозы внесен конституционный строй, нападением на Беларусь теперь считается акт агрессии против любого государства-участника ОДКБ, а также ряд мер, несколько ужесточающих режим военного положения. В целом эти изменения скорее адаптируют законодательство Беларуси к обязательствам в рамках ОДКБ. Однако внимание, уделенное вопросам применения силы, в том числе против безоружного гражданского населения, свидетельствует о том, что новая редакция закона составлялась с учетом уроков украинского кризиса.

В этой же логике можно рассматривать и засекреченные Директиву на оборону страны и новый 5-летний план обороны. Во время заседания Совета безопасности А.Лукашенко говорил о новых способах ведения войны, а также впервые публично озвучил возможность угрозы с востока. Это позволяет предположить, что данные аспекты нашли отражение в новом плане обороны страны.

В конце декабря произошли масштабные кадровые перестановки. Эту смену высших руководящих чинов можно рассматривать как попытку введения антикризисного менеджмента, поскольку на ключевые посты назначены опытные технократы. Так, Андрей Кобяков был назначен на пост премьер-министра, Андрей Косинец стал главой Администрации президента, бывший председатель правления Внешэкономбанка Павел Каллаур – председателем Нацбанка, а Владимир Зиновский – министром экономики, бывший глава БПС-банка Василий Матюшевский назначенный первым вице-премьером. Кроме того, Минпром возглавил Виталий Вовк, а Министерство по налогам и сборам – Андрей Гаев.

Исследования РЕФОРУМА: общественное мнение о реформах

Предприниматели Беларуси остро ощущают необходимость реформ в стране и готовы участвовать в процессе реформирования на равных с государственными органами. Однако интеллектуальные и экспертные ресурсы бизнеса не задействуются в полной мере: усиление взаимодействия бизнеса и государства имеет значительный потенциал.

Предприниматели низко оценивают эффективность взаимодействия с государственными органами, тогда как чиновники утверждают, что взаимодействие государства с представителями частного бизнеса и бизнес-ассоциациями налажено, хотя его механизмы требует улучшения. 

И бизнесмены, и госслужащие считают, что в первую очередь Беларусь нуждается в реформах экономики и системы государственного управления.

РЕФОРУМ: новости проекта

Совет проекта утвердил состав третьей экспертной группы по теме «Реформа медиасферы: защита национального информационного пространства». Всего BISS получил 4 индивидуальные заявки от экспертов в данной области.

Экспертная команда по приоритету «реформа медиасферы», по решению Совета проекта,  состоит из следующих специалистов: Андрей Бастунец (заместитель председателя ОО «Белорусская ассоциация журналистов»), Олег Агеев (эксперт Центра правовой защиты при БАЖ), Алексей Криволап (до недавнего времени преподаватель в ЕГУ, кандидат культурологии), Александр Жук (юридический консультант БАЖ). Также к группе присоединятся Михаил Янчук (член Правления ОО «Белорусская ассоциация журналистов») и Павел Быковский (журналист).

Всех экспертов объединяет работа в области права СМИ: создание условий для обеспечения свободы слова, решение проблем информационной безопасности, разработка цивилизованной программы развития СМИ, которая должна создать благоприятные условия для их функционирования в Беларуси.

21 декабря закончился набор белорусских экспертов для разработки предложений реформ, направленных на модернизацию законодательства и практик в сфере расширения в Республике Беларусь добровольного медицинского страхования работающих. Всего BISS получил 4 индивидуальные заявки и 1 коллективную заявку от экспертов в данной области.

 

РЕФОРУМ в медиа

 

        belmarket.by: «Перемены без личной ответственности»

        belmarket.by: «Отношение к реформам вызывает оптимизм»

        zautra.by: «Перемены без политики»

        sn-plus.com: «Твердая рука или — дерегулирование?»

        neg.by «СИСТЕМА ПРОТИВ РЕГУЛИРОВАНИЯ©»

        belmarket.by«Улучшить первичную помощь»

        zautra.by: «Способны ли старые кадры вести страну по новому курсу развития?»

        naviny.by: «Страховая медицина в Беларуси. Стоит ли торопить процесс?»

        ej.by: «Две экспертные группы "Рефорума" приступили к работе»

 

 

Более подробно с информацией о проекте можно ознакомиться на нашем сайте в публикации «РЕФОРУМ в вопросах и ответах».

 

С уважением,

Команда проекта «РЕФОРУМ»